К 2024 году в России может появиться система тотальной маркировки продукции. Правительство поручило разработать соответствующий проект. Вслед за алкоголем, меховыми шубами, сигаретами и лекарствами власти хотят маркировать все остальные товары.
Одним из инструментов маркировки должны стать RFID-метки, пока не получившие широкого распространения в стране. И если государство интересуется технологией для контроля над оптом и розницей в своих интересах, то ритейл может использовать радиочастотную идентификацию с пользой для бизнеса.
RFID происходит от английского термина Radio Frequency IDentification. Это метод автоматической идентификации объектов, в котором с помощью радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в транспондерах или RFID-метках.
У технологии есть альтернативные решения, например, QR-коды и обычные штрих-коды. Но RFID обладает неоспоримыми преимуществами – при считывании сигнала метка может не находиться в зоне прямой видимости, их можно считывать сразу в большом объёме и в движении, а ещё они обладают повышенной устойчивостью к окружающей среде.
С разной степенью удачности RFID используют в ритейле с 2000-х. Многие перспективные проекты «не взлетели» в России из-за того, что технология стоила дорого для широкого тиражирования, а рынок был не готов. Сегодня розницу не удивить ни NFC, ни VR/AR, крупнейшие сети перешли на электронный документооборот, используют ботов и анализируют большие данные, а государство внедряет онлайн-кассы. У технологии появился второй шанс. Тем более, что на Западе развитие RFID не останавливалось – там накопились очень любопытные кейсы.
Склады и логистика
Больше других на RFID-технологии обращают внимание компании, которым необходимо выстроить складскую и транспортную логистику. В России с помощью RFID автоматизированы некоторые производства в пищевой промышленности, к примеру, в компании Wrigley. Метки помогают отслеживать маршрут перевозки сырья.
Одна из крупнейших розничных российских компаний X5 Retail Group открыла летом 2017 года два распределительных центра в Екатеринбурге. В РЦ планируется применять EDI-системы для контроля постоянного наличия товара на полке и планирования сбыта, а также RFID-маркировку товара для онлайн-отслеживания его перемещения. Со слов ритейлера, эти решения должны способствовать увеличению производительности труда вдвое по сравнению с аналогичными центрами.
На Западе самым нашумевшим оказался переход на радио-метки в розничной сети Walmart. Корпорация в обязательном порядке перевела всех своих поставщиков на работу с RFID. Потоки заказов производителям оборудования образовали бум на соответствующем рынке. Только Walmart требуется около миллиарда радиометок ежегодно. Ритейлер начал экономить, благодаря сокращению ручного труда, снижению числа инцидентов с отсутствием того или иного товара на прилавках и росту эффективности цепочек поставки.
Чтобы решить проблему считывания меток на расстоянии, Walmart начал использовать беспилотные дроны, умеющие считывать метки на расстоянии 50 метров с минимальной погрешностью. Такое устройство может проводить инвентаризацию на складах, автоматизируя и ускоряя процесс.
Европейская розничная сеть Eurocash Group использует RFID для управления температурой в холодильных камерах в 200 магазинах и складах в Польше. Технология позволяет соблюдать температурный режим всех типов продуктов по ходу их движения по сети поставок в магазины и к покупателю. Так компания минимизирует потери.
Торговые залы
RFID-технологиями стали активно интересоваться в fashion-ритейле. Их используют для улучшения сервиса и для оптимизации работы персонала в торговых залах.
Например, покупатель берёт определённую одежду для примерки. Дистанционно считав метки, продавец может предложить похожие вещи. RFID-технология позволяет автоматически отслеживать в режиме онлайн перемещение товара, показывая, где товар находится в текущий момент времени, нужно ли пополнять полки.
Многие обустраивают шоу-румы. Компания Teamidea создала «умную» примерочную. Она представляет собой зеркало со встроенным в него сенсорным экраном. На экране отображается информация о внесённой в кабинку одежде – данные о товарах считываются с RFID-меток. Кроме того, зеркало даёт рекомендации по подбору аксессуаров и других товаров, а также позволяет отправить запрос консультанту на дополнительную вещь, замену цвета или размера. Если консультант подтверждает заказ, это мгновенно отображается на экране-зеркале – значит, консультант уже несёт нужную модель.
В 2014 году вся одежда магазинов Zara была оснащена метками RFID. Сами метки располагаются в антикражных алармах, прикреплённых к одежде. Компания получила большую выгоду от увеличения скорости приёма поставок и проведения инвентаризаций. И это не единственный пример. Вся продукция мировых брендов Adidas, Decathlon, Marks & Spenser, Lacoste – уже давно приходит в Россию с RFID-метками, вшитыми в одежду на фабриках.
Американский ритейлер Bon-Ton внедряет RFID для улучшения пользовательского опыта. Чтобы покупатели в любой момент времени могли просмотреть ассортимент магазина в интернете, нужна система постоянной инвентаризации с тем, чтобы купленный по сети товар сразу же изымался бы со склада, полки или вешалки в магазине для доставки покупателю.
Прибывая в магазин утром, персонал проводит дистанционное сканирование магазина, получая список товаров, который сравнивается с тем, что должно находится на полках согласно плану продаж. Остаётся только принести со склада недостающие образцы и разместить их на полках и вешалках.
Существует и другое применение технологии. Если карты лояльности перевести на RFID, то при перемещении покупателей по торговому залу можно анализировать маршруты их движения.
Кассы
В ближайшее десятилетие в ритейле изменится привычный алгоритм совершения оплаты за покупки. Технологичные сети уходят от ручного труда, переводя покупателей на кассы самообслуживания. RFID в этих прогнозах отводится одна из центральных ролей.
Используя систему с метками на товарах, расчёт на кассах можно проводить практически мгновенно, без необходимости выкладывать товары на прилавок. Одновременно с этим метки будут выполнять функцию защиты от краж.
Самый известный пример внедрения системы – в одном из офлайновых магазинов Amazon, где люди проходят в зал, прикладывая смартфон к турникету. К гаджету привязана банковская карта – она служит средством оплаты и идентификации.
Датчики и видеонаблюдение фиксируют, что берут покупатели на полках, что возвращают обратно. Эти действия потом изучаются – на их основе покупателю в дальнейшем предлагаются определённые товары.
Итог
Ещё недавно мало кто воспринимал RFID всерьёз. Но сегодня цена за метку падает. Как отмечают эксперты отрасли, когда она упадёт ниже определённой точки, RFID выйдет на миллиардный рынок логистики и составит конкуренцию штрих-кодам.
По сути RFID представляет собой проектную технологию, где не существует типовых решений. Каждый настраивает её индивидуально под себя и логично считает это конкурентным преимуществом. Один из важнейших секретов ритейла заключается в том, что торговые сети не охотно делятся информацией, чтобы не стимулировать конкурентов аналогично внедрять у себя RFID.
Но теперь вы знаете об этом.
Данил Чурилов
Редактор журнала Edisoft